Станислав Белковский — философия, часть 2

Амиран Сардаров: Понравилась ваша концепция о шизофрениках и параноиках. Других политических типажей нет?

Станислав Белковский: Ну, можно говорить об эпилептоидном типе. Учебник психиатрии здесь неисчерпаем, как источник представлений о политики. Но, понимаете, любая теория в любой научной дисциплине, описывает реальность лишь ограниченно. Условно говоря, можно оценивать реальность по Фрейду, но мы всегда вынуждены будем признавать, что есть границы и пределы, за которые Фрейд не распространяется. Или, скажем, на маленьких расстояниях евклидова геометрия работает, а на больших ― нет. Так и здесь. Теория о шизофрениках и параноиках работает, но в ограниченном объёме. Поэтому я не призываю её абсолютизировать. Но в определённом объёме она работает.

Амиран Сардаров: Можно ли сказать, что шизофреники Ленин с Ельциным выдумали, а параноики Сталин и Путин исполняют? Так и будет всегда?

Станислав Белковский: Конечно, об этом я и писал. Что всегда системы создаются шизофрениками, а охраняются и развиваются параноиками. Так будет всегда. Потому что криэйторы это шизофреники, а стражи — параноики. Стражи и менеджеры.

Амиран Сардаров: Вот вы говорите о конституционной монархии. Но какой смысл в этих формальных правилах? Путин сделал всё, чтобы дискредитировать даже не должность царя в России, а само понятие власти.

Станислав Белковский: Путин — абсолютный монарх, а не конституционный. Ему принадлежит вся полнота власти всех её ветвей. Де-факто. Не де-юре, конечно, где он ограничен конституцией и законами. Но в области реальной политики он не ограничен ничем.

Но русский народ любит монархический ритуал, это красиво. И красота власти в известной степени порождает её легитимность. Я уже говорил о трёх свойствах монархического ритуала:

1. Непогрешимость монарха. То есть можно критиковать политические решения монарха, но не его самого. В результате рождается шизофренический сюжет, когда оппозиционеры страшно клеймят политику Путина, но не его самого. Такое впечатление, что он к это политике не имеет никакого отношения. Это важная часть монархического ритуала.
2. Абстрактность монарха. Никто не может сказать, откуда монарх взялся. Он богоданен. Не может быть никакого посюстороннего земного института, который бы монарха назначал.
3. Монарх стоит выше закона. Вот Ельцин этому не сумел соответствовать, поэтому народ его не любил. Хотя как личность он был, на мой взгляд, гораздо сильнее Путина. А Путин этому всегда соответствовал, поэтому народ его любил. Он перестаёт его любить только в последнее время, потому что Путин себя пересидел. Он слишком долго находится у власти.

Амиран Сардаров: А он понимает свои ошибки?

Станислав Белковский: Я не берусь об этом судить, не будучи с ним знакомым. Но по внешним признакам могу сказать, что часть ошибок он понимает, а часть нет. Всё равно в его позвоночнике сидит представление о том, что он спас страну. Он заклинает себя этим. Это его основное оправдание перед лицом истории и страны.

Но, некоторые тактически ошибки он понимает. И главная ошибка в том, что он ввязался не в своё дело. Что, может быть, он совершил ошибку, согласившись стать президентом. Но теперь дороги назад нет, её давно нет.

Амиран Сардаров: Сам для себя он видит пути развития?

Станислав Белковский: Я думаю, что он не мыслит в этих категориях. Его задача сохранить то, что есть (как я говорил), а не развивать. Это не режим развития.

Амиран Сардаров: Он понимает, хотя бы, как ему уходить?

Станислав Белковский: Думаю, что нет. Он будет решать в последний момент. Потому что все ключевые решения он принимает в последний момент. Он «весы» по гороскопу, а для них важно сохранять свободу выбора до самого последнего дня. И не принимать решения, который бы обусловили твой выбор задолго до его формального оглашения.

У Путина уникальное соотношение «дракон – весы». Он по году «дракон», а по гороскопу «весы». «Дракон» это знак власти, поэтому он по-своему властолюбив и умеет осуществлять власть. Он твёрдый человек. Но как «весы» он очень компромиссен. Поэтому он не стал кровавым тираном, что ему инкриминирует оппозиция. Де-факто он им не стал, потому что «весы» всегда в нём сдерживали «дракона».

Амиран Сардаров: Вы говорили о запросе на новую искренность. Но ведь если говорить толпе правду о ней же, ей это точно не понравится. Если говоришь правду, то тебя назовут фриком. Людям всегда нравится, когда им рассказывают, какие они замечательные, а на самом деле во всём виноваты плохая власть/американцы/евреи/мигранты, кто угодно.

Станислав Белковский: Я с этим тезисом категорически не согласен. Вопрос в легитимности высказывания, а не в его содержании. Господь Бог, когда выводил евреев из дома рабства, говорил им очень нелицеприятные вещи. Еврейский народ долго воевал со своим Господом Богом и поклонялся золотому тельцу. Но Господь Бог всё равно дожал этот вопрос.

Черчилль, когда говорил своим соотечественникам, что «я не могу обещать вам ничего, кроме крови и слёз!», был в этом высказывании абсолютно легитимным. Поэтому, вопрос в том, чтобы решиться на это и донести до народа легитимное высказывание.

Амиран Сардаров: Эта правда всем понравится, разве не одному проценту?

Станислав Белковский: Она понравится многим. Тем более. Россия женственная страна, это, кстати, банальность, об этом писали многие мыслители, я здесь не создаю никакого ноу-хау. А женщине ты можешь говорить нелицеприятные вещи, если она тебя уважает. Вот, что важно. Поэтому русскому народу, как женщине, можно говорить правду, если ты сыскал уважение этого народа. Вот почему я считаю неправильной позицию большинства политиков, включая уважаемого Алексея Анатольевича, который говорит то, что народ хочет от него услышать. Вот так далеко не уедешь.

Амиран Сардаров: Но им же нравится. Он им обещает сказки какие-то, и они в восторге от него.

Станислав Белковский: Наркотики и алкоголь тоже нравятся. Означает ли, что это должно стать объектом позитивной пропаганды?

Иногда надо обещать боль и страдания. И потом в стратегическом плане это всегда вознаграждается.

Амиран Сардаров: В России так уже было?

Станислав Белковский: В России большую часть времени власть занималась изнасилованием собственного народа. И не на словах, а на деле. Поэтому, если сказать русскому народу жёсткие слова, то он должен быть благодарен за то, что эти жёсткие слова не переходят в архижёсткие дела.

Автор: amiran

0

Автор публикации

не в сети 1 год

Данил

318
Комментарии: 5Публикации: 435Регистрация: 05-02-2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля